ООО "Сиринити"

Кадровый консалтинг

Москва, ул. Сергея Макеева д. 9, стр. 2. офис 13
тел.: (926) 218-3132
факс: (495) 2059121 e-mail: info@siriniti.ru

Статьи

Проблемы адаптации в новом коллективе

Доказывать работой

Главное при знакомстве с подчиненными – показать, «кто здесь теперь главный», заявил главный бухгалтер из Кургана Павел Волков. «Все равно я буду организовывать работу так, как считаю нужным. Зачем тогда нужны эти игры в демократию? Чем быстрее подчиненные поймут, что будет только по-моему, а не так, как им удобнее, тем лучше», – обосновал применение власти курганский главбух.
Для утверждения в новом коллективе нелишне иметь солидный послужной список, сказала нам Оксана Шарапова, главбух торговой фирмы из Твери: «При знакомстве с коллективом я упоминаю названия двух-трех известных в городе организаций, в которых я работала раньше. Как правило, это производит нужное впечатление на сотрудников. Узнав о моем опыте, они внутренне соглашаются с тем, что я имею право ими руководить».
Коллеге возразила Наталья Зайнулина, главный бухгалтер столичного ООО «Татшина-центр». «Может, на кого-то мой послужной список с солидными названиями и произведет впечатление. А кто-то со злорадством подумает: если ты работала в таких «крутых» фирмах, почему же ты оттуда ушла?» – заметила Наталья Зайнулина.
Столичный главбух также считает, что первая встреча с сотрудниками и «представление коллективу» – чистая формальность: «Это соблюдение элементарных требований вежливости, но не более того. Утверждение права на лидерство, демонстрация своего профессионализма – все это происходит позже, в процессе работы. В момент представления заявить о своем лидерстве можно только силовыми методами, но такой подход очень осложнит дальнейшую работу».

Со всеми и с каждым

Еще на этапе собеседования при устройстве на работу главному бухгалтеру желательно учесть стиль управления, принятый в компании, полагает психолог, HR-консультант московской компании Axes Management Людмила Прудникова. «Если главбух привык к «авторитарному» стилю управления, но при этом он попадает в компанию, где принят «демократический» стиль, ему в ходе знакомства с коллективом придется отвечать на многие «неудобные» вопросы сотрудников. При обратной ситуации – привык к демократичности, а в новой компании принят авторитаризм – открытость главбуха на первой встрече может восприниматься сотрудниками очень настороженно. В случае кардинального различия стилей управления на прежней работе главбуха и в его новой компании эффективность главного бухгалтера может существенно снизиться. Не исключено, что подобное несовпадение вскоре приведет и к уходу главбуха из компании», – пояснила Людмила Прудникова.
По словам психолога, начинать надо с общего знакомства. Причем будет лучше, если нового начальника представит руководитель более высокого ранга – например, директор организации: «Тем самым подтверждается статус главбуха как руководителя». Во время встречи с коллективом главбух кратко рассказывает о себе и отвечает на вопросы сотрудников. Затем в течение нескольких дней главбух должен встретиться с каждым из своих подчиненных индивидуально. «Задача таких встреч – разобраться, почему люди работают именно здесь, какая у них мотивация, как они воспринимают приход нового начальника. Получив представление о мотивации, настрое, планах и о наиболее сильных профессиональных качествах каждого бухгалтера, главбух сможет оптимально построить работу отдела», – уточнила Людмила Прудникова.

Только раз бывает встреча

«Любой руководитель должен помнить, что второго случая произвести первое впечатление не будет», – подчеркнула важность «самопрезентации» психолог, тренер-консультант столичной компании «Ассоциация Бизнес Мастерства» Наталья Федюкина. По ее мнению, одна из важнейших задач нового главбуха при знакомстве с коллективом – заключить «психологический контракт» с сотрудниками: «Без такого «контракта» бухгалтеры станут выполнять формальные требования, заложенные в должностных инструкциях, но не более того. То есть, скажем, вовремя приходить на работу и в срок выполнять задания начальника. А об инициативе и рвении сотрудников можно будет надолго забыть».
Сотрудникам обязательно нужно предложить высказаться. Если этого не сделать, считает Наталья Федюкина, то опасения, которые уже возникли в коллективе из-за прихода «новой метлы», только усилятся: «Главбух может спросить сотрудников о том, как они привыкли работать; посоветоваться, как можно перестроить существовавший ранее процесс в связи с новыми задачами. Тем самым он даст людям понять, что они не легко заменяемые винтики в механизме, а живые люди и хорошие специалисты, чье мнение ценят».

Паузу не тянуть!

В то же время тренер-консультант предостерегла главбухов от другой крайности – попытки вписаться в существующую неформальную иерархию. «Важно взять правильный тон, быть доброжелательным, корректным, внимательным, но не позволять ставить под сомнение свое лидерство. Все сотрудники должны понять, что теперь они получают равные стартовые условия», – сказала Наталья Федюкина. Кроме того, психолог настоятельно рекомендовала не откладывать знакомство: «Ни в коем случае нельзя выйти на работу и держать «мхатовскую» паузу в три-четыре дня – дескать, сначала посижу, присмотрюсь, а потом представлюсь. За время такой паузы авторитет главбуха может серьезно пострадать. Его начнут оценивать не с позиций профессионализма, а станут, скажем, обсуждать наряды или манеры – ведь эти темы всегда актуальны в женском коллективе».
Что касается индивидуальных встреч с сотрудниками, то они, по мнению Натальи Федюкиной, обязательно должны быть связаны с рабочими моментами. «Беседы с глазу на глаз необходимы для получения дополнительной информации о сотруднике и укрепления контакта, но проводить их в форме собеседования не стоит. На них лучше обсуждать только конкретные задания. Знакомство состоялось на общем собрании, мы получили представление друг о друге, а теперь мы начинаем работать», – пояснила тренер-консультант.
 
 

Источник: Учет. Налоги. Право, № 8
Автор: Сергей Новиков

Адрес страницы: http://siriniti.ru/articles/korp_kultura/problemy_adaptacii/