На главнуюКарта сайтаКонтакты
Телефон: 8-965-121-81-85
E-mail: info@siriniti.ru
«СИРИНИТИ» Кадровый консалтинг
  • Организация корпоративного отдыха, конференций
  • Ведение и восстановление кадрового аудита
  • Подбор персонала
  • Адаптация, тренинги, корпоративная культура
  • женский интернет портал

Сиринити

Полезное

Форум

Версия для печати

Статьи

Пинок и коучинг

Занимаясь стратегическим планированием карьеры, каждый менеджер, рано или поздно встает перед вопросом, на первый взгляд существенно выходящим за рамки собственно карьерной истории. Звучит он примерно так: «в чем смысл жизни?» Или «а кем быть?» Или: «чего я хочу на самом деле?»

Все они при кажущейся оторванности от жизни как «сугубой реальности», на самом деле аппелируют именно к ней, и карьера являет собой как раз самую удобную «обзорную площадку»: именно в ней мы можем осознанно наблюдать за собственным продвижением в жизни.

Куда я иду? С какой скоростью? С какими трудностями сталкиваюсь в пути? Чем мне приходится жертвовать? Что я рассчитываю получить в качестве вознаграждения? Стоит ли игра свеч, а цена награды?

Вопросы эти – отнюдь не прерогатива мечущихся невротиков. С подобной «инвентаризации» самого себя должен начинать свой день (или, по крайней мере, всякий новый проект) всякий менеджер, рассчитывающий получить удовлетворительный результат. В сущности, для менеджера, желающего быть успешным это должно стать элементарной гигиенической процедурой: сверка тактики со стратегией…

Как и во всякой «гигиенической процедуре» процесс предполагает использование ряда вспомогательных инструментов. Ну, вроде зубной щетки. В случае с карьерным планированием в роли ее чаще всего выступают различные консультанты. Бизнес-консалтеры, тренеры, коучи, терапевты.

О первых говорить не имеет особого смысла, поскольку бизнес-консультирование являет собой особую отрасль, работа в которой происходит по известной схеме: заказчик (чаще всего – корпорация) обращается к подрядчику с неким «краеугольным» вопросом, от решения которого зависит дальнейшее развитие бизнеса: диверсификация, сокращение штата, освоение смежных сегментов, оптимизация коммуникационных процессов и т.д. Консультант в данном случае предоставляет в качестве итогового продукта готовое решение, учитывающее все детали клиентского бизнеса.

Другое дело – коучи, тренеры, психологи-консультанты. Несмотря на то, что в тренинговые компании также довольно часто обращаются корпорации, озабоченные проблемами развития бизнеса, эти профессионалы работают не со «спецификой производств», но с алгоритмами поведения. Проще говоря: «оптимизируют человека». Методы, однако, у них разные…

Наиболее популярным на сегодня типом карьерного консультирования является т.н. «коучинг» (от слова coach - ; сами коучи настаивают на разнице между понятиями «коуч» и «тренер»). К услугам персональных коучей прибегает сегодня порядка 54% миддл- (с прицелом наверх) и топ-менеджеров и цифра эта имеет тенденцию к увеличению.

В противовес новомодному коучингу, в профессионально активной среде, существует и олд-таймерский способ решения актуальной карьерной проблемы. Психотерапевт. Да-да, именно так. Точнее сказать: психолог-консультант, поскольку речь все таки не идет о специфических нервных расстройствах, но о том, что знакомо каждому или почти каждому активному строителю карьеры: Синдроме хронической усталости (СХУ), конфликтных ситуациях и «клинчах»: досадной карьерной застопоренности, когда казалось бы, для успеха все есть, а «дело не идет»…

Естественно, «противовес», упомянутый выше, существует лишь умозрительно. Обе профессии и предоставляемые их адептами услуги, работают на одну и ту же цель: помочь человеку «собрать» свою персональную «вселенную» таким образом, чтобы действовать максимально эффективно не превращаясь при этом в машину по производству какого бы то ни было – пусть даже очень полезного (такого как деньги) и приятного (как пункты в корпоративном грейде) - продукта. Говоря человеческим языком, «навести мир в душе» и разрешить вопрос с мотивацией. При этом бытует мнение, что в деле повышения личной эффективности (а успешная карьера – это в конечном итоге вопрос личной эффективности и ничего более!) - коучинг значительно более целесообразен как инструмент. Несмотря на то, что коучи действуют «жестче» и, в отличие от психологов-консультантов, по сути своей, антигуманистичны…

Так где же правда?

О разнице между коучем и пси-консультантом – в эксклюзивном интервью HRM – завкафедрой организационной психологии УСИБ, бизнес-коуч и HR-консультант Ольга Сергеева:

O.C.: Нормальному предпринимателю (распространим это понятие также на осознанную часть менеджеров, которые, реализуясь в корпоративной среде тем не менее относятся к строительству собственной карьеры с позиций автора, а не «офисного планктона»)... Так вот нормальному предпринимателю к психотерапевту идти стыдно, а к коучу – нет.

HRM: Почему?
O.C.: потому что психотерапевт изначально унижает предпринимателя своей жалостью (а психотерапевт должен сочувствовать клиенту – иначе он неправильный терапевт). В то время как коуч не должен сочувствовать. Он должен только возвращать клиента к его личной ответственности в каждом миллиметре существования. Добрым он быть не должен; только - адекватным.
Да, в конечном итоге коуч делает ровно то же самое, что должен делать психотерапевт – разрушает сопротивление. он подробно объясняет клиенту, что детство кончилось, и что ему, клиенту, все равно придется принимать решение и действовать на свой страх и риск, а потом еще и нести ответственность за свои действия.

HRM: не то же ли самое должен делать всякий психолог-консультант?
O.C.: То же. Но чаще всего они не могут. Во-первых, как ни крути, но тот, кто зарабатывает меньше, не может научить жизни того, кто зарабатывает больше. У них разные миры, и планеты в этих мирах крутятся по разным орбитам. В итоге психотерапевт не может не прогнуться под клиента-бизнесмена, потому что экзистенциально слабее. Клиент «делает» терапевта, но тем самым он не получает никакой реальной помощи. Вместо того, чтобы измениться, клиент лишь утверждается в той форме инфантильного сопротивления, которую использует обычно в жизни. А коуч – это тот, кто равен клиенту, и потому гарантирует клиенту свою адекватность и «неподатливость».

HRM: означает ли это, что коуч работает с «богатыми и здоровыми», а
психолог (терапевт) - с бедными и больными?
O.C.: Грубо говоря, да. И это происходит не оттого, что коуч хитрее терапевта или «коучинг» актуальнее звучит. Просто терапевт лечит, психолог-консультант – консультирует, то бишь, дает советы (аналог рецептов), а коуч - развивает. Терапевт и консультант работают с проблемами клиента, а коуч – с возможностями. Однако необходимо заметить, что в психике есть своя экономика, и того, кого нужно лечить, нельзя развивать. Некоторым сначала нужно к психотерапевту, и уже потом к коучу. Сначала нужно восстановить норму, ибо для развития необходим избыток жизненной энергии.

HRM: в последнее время огромную популярность приобрели всевозможные курсы и программы типа «коридорный коучинг» (экспресс-сессии за 3 мин., пока идешь от кабинета до кабинета) , «коучинг для коучей», «ауто-коучинг» и «коучинг в стиле HR». Именно специалистам по человеческому ресурсу настойчивее всего предлагается этим инструментом овладеть. Оно того стоит?
O.C.: Думаю, да. В коучинге масса «фишечек». Например, коуч вовсе не обязан разбираться в клиентском бизнесе, специфике деятельности того или иного из сотрудников, если речь идет о корпоративном коучинге. Он не консультант, и не дает ни советов, ни рекомендаций. Для HR-специалистов, в ведении которых находится разнообразный по профессиональному признаку, человеческий состав, это актуально. «невладение предметом» в данном случае не только не снижает эффективность взаимодействия, но и напротив: оно позволяет коучу «не сваливаться в контекст», сохраняя необходимую дистанцию от переживаний клиента…

HRM: как выглядит типичная коучинг-сессия?
O.C.: Если говорить о методологии, то по сути своей коучинг – это майевтика. Майевтику «изобрел» Сократ, чья бабка была повитухой. Буквально майевтика – это родовспоможение. Сократ говорил, что он не может сказать ничего такого, чего не знал бы его собеседник о себе сам. Поэтому он только задавал вопросы. Свою роль он видел в том, чтобы помочь другому родить на свет собственную душу. Не давал советов, не «консультировал» и уж тем паче не утешал. Фактически он лишь выводил в свет осознавания то, что клиент уже «имел» внутри себя, но не видел.
Коучи по сути своей – сократики: некоторые во время сессии вообще не произносят повествовательных предложений, а только вопросы. Исходит коуч при этом из того же, из чего исходил Сократ: решение всегда уже есть внутри клиента. И есть наилучший способ достижения цели. Наличие же «проблемы» означает только одно: «золотое яблочко» покоится в бессознательном клиента. Надежно охраняемое его инфантильными защитами (страхами, неверием в себя, спесью, стереотипами, ленью) оно, не получает достаточного количества «кислорода», чтобы дышать и быть реализованным. Задача коуча эти защиты разрушить, поставив человека лицом к лицу с реальностью. С ним самим. Подчас для этого необходим хороший пинок.

Источник: hrm.ru
Автор: Татьяна Здобнова
Наверх
© 2007-2010 ООО «Сиринити»
Создание сайта © 2007-2010
Интернет-компания СофтАрт
О сайте | Карта сайта
Адрес: г. Москва

Полезные ссылки
PR-CY.ru