На главнуюКарта сайтаКонтакты
Телефон: 8-965-121-81-85
E-mail: info@siriniti.ru
«СИРИНИТИ» Кадровый консалтинг
  • Организация корпоративного отдыха, конференций
  • Ведение и восстановление кадрового аудита
  • Подбор персонала
  • Адаптация, тренинги, корпоративная культура
  • женский интернет портал

Сиринити

Полезное

Версия для печати

Статьи

Модели общения и коммуникативная деятельность

Для понимания специфических особенностей коммуникативной деятельности важное значение имеет моделирование поведения субъектов общения в тех или иных коммуникативных ситуациях. Под «моделью» при этом понимается система параметров или знаков, воспроизводящих существенные свойства оригинала.

Существуют следующие основные модели общения:
  • в познавательной модели общения реализуется цель передачи информации, значимой для другого субъекта общения;
  • в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;
  • в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояния друг другу;
  • в суггестивной модели общения реализуется цель оказания внушения или внушающего воздействия;
  • в ритуальной модели общения реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.
Профессиональная компетентность руководителя проявляется в умелом комбинировании вышеназванных моделей.
Остановимся более подробно на содержании моделей общения.
1. Познавательная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать информацию и расширить информационный фонд друг друга;
б) при этом вам необходимо задействовать: познавательные возможности партнеров по общению, их интеллектуальные способности и установки на общение;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
  • отчет о деятельности;
  • сообщение о результатах деятельности;
  • информация о принципах понимания или путях решения проблемы;
  • общение по результатам изученных первоисточников информации;
  • информационно-аналитическое выступление;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
  • концентрация внимания на предмете информирования;
  • рационализация изложения материала;
  • логически безупречная аргументация;
  • доказательность всех выдвигаемых положений;
  • подробная характеристика причинно-следственных и условно-следственных взаимосвязей.
2. Убеждающая модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: вызвать у партнера по общению определенные чувства и сформировать определенные ориентации и установки;
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на восприимчивость партнера, его эмоциональную культуру;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
  • торжественная речь;
  • поздравление;
  • напутствие;
  • комплимент;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
  • опора на эмоциональный настрой партнера;
  • учет контраргументации и критической позиции одного партнера по отношению к другому;
  • эмоциональное отношение к предмету общения.
3. Экспрессивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: передать чувства, переживания, сформировать общий психоэмоциональный настрой и на его основе побудить партнера к тем или иным формам социального действия (чаще всего массового);
б) при этом вам необходимо задействовать: опору на эмоциональную сферу партнера с целью изменения соотношения активности и реактивности в сторону стимулирующего влияния эмоций на волю, широкое использование средств художественно-эстетического воздействия и опора на механизм социально-психологического выражения;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
  • рассказ о собственных переживаниях и чувствах, связанных с предметом общения;
  • мотивированный призыв;
  • анализ возможных последствий;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
  • краткость изложения;
  • ситуативная обусловленность;
  • яркость жестикулирования;
  • демонстративный характер поз;
  • интонирование голосом;
  • аффектация и акцентация;
  • фасцинации при помощи художественного подкрепления.
4. Суггестивная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: оказать внушающее воздействие для изменения мотивации ценностных ориентации и установок личности;
б) при этом вам необходимо задействовать: некритичность отношения одного партнера к другому, слабый уровень контрсуггестии, внушаемость партнера, взявшего коммуникативную роль воспринимающего;
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
  • внушение через мотивационную сферу сознания;
  • внушение через идентификацию;
  • внушение через ссылки на авторитет;
  • внушение через персонификацию;
  • внушение через предупреждение;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
  • опора на суггестивные потенциалы партнера по общению;
  • постоянное разъяснение внушаемых установок;
  • формирование аттракции как необходимого компонента в суггестивном общении;
  • интонационная стимуляция внушаемой информации;
  • дистанционное управление эмоциональным напряжением и т. д.
5. Ритуальная модель общения
а) используйте ее, если вы хотите: закрепить и поддерживать нормы отношений, обеспечить психорегуляцию социальной психики в больших и малых группах;
б) при этом вам необходимо задействовать: художественно оформленную среду, канонизацию действий и концентрацию внимания на алгоритме их исполнения, церемониальный характер взаимодействия и его ориентация на бинарное воздействие (на воспринимающих и исполняющих ритуал одновременно);
в) вы можете этого достигнуть с помощью следующих форм коммуникативных процессов воздействия:
  • ритуальные акты;
  • церемонии;
  • обряды;
  • обрядовые комплексы;
г) при этом вам необходимо помнить о следующих технологических особенностях организации коммуникативного действия:
  • опора на национальные и территориально-профессиональные традиции и нормы общения;
  • предварительное заключение конвенции о порядке ритуала;
  • концентрация внимания на самоценности ритуальных действий;
  • театрализация коммуникативного поведения.
Рассмотренные модели общения далеко не полностью исчерпывают их многообразие. Да и показать все многообразие не представляется возможным в рамках данной публикации. Задача была более скромной, и она содержит в себе две части: во-первых, представить общение в системной характеристике и показать возможности его модификации от конкретных факторов; во-вторых, показать возможные подходы к моделированию собственной коммуникативной деятельности. В представленных моделях сделан акцент на коммуникативно-ролевые действия партнеров по общению. Такой акцент необходим для руководителя, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для самопрограммирования собственного коммуникативного действия в общении. Во-вторых, для разработки прогноза ответных действий своего партнера по общению. Психологический и социальный прогноз коммуникативных действий партнера по общению опирается не только на модели общения, но и на глубокое знание психотипов людей.

Источник: Elitarium.ru
Автор: Борис Мастеров
Наверх
© 2007-2010 ООО «Сиринити»
Создание сайта © 2007-2010
Интернет-компания СофтАрт
О сайте | Карта сайта
Адрес: г. Москва

Полезные ссылки
PR-CY.ru